13 декабря 2022
983
поделитесь с друзьями

ВС посчитал срок для предъявления требования из залога

В рамках одного из недавних споров с участием банка «Югра» ВС разъяснил, как должен считаться срок давности по требованию из договора залога.

В июле 2015 года банк «Югра» открыл кредитную линию компании «Техметод». В обеспечение возврата денег общество «Мосмебель» отдало в ипотеку принадлежащие ему нежилые здания и права аренды земельных участков. В 2017 году записи об ипотеке были погашены, но уже после того, как «Югру» признали банкротом, АСВ сумело оспорить эти сделки и восстановить права банка как залогодержателя недвижимого имущества. Следующим шагом стало предъявление иска об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество и имущественные права (дело № А40-210702/2021). Это произошло в сентябре 2021-го.

АСГМ отказал в иске. Суд решил, что срок исковой давности нужно считать с момента возникновения у «Югры» основания для обращения взыскания на заложенное имущество. Этим моментом суд признал неисполнение «Техметодом» требования истца о досрочном возврате кредита – 3 ноября 2017 года. Проверочные инстанции тоже признали пропуск срока давности.

«Югра» в лице своего конкурсного управляющего, Агентства по страхованию вкладов, обратилась в Верховный суд. Заявители настаивают, что срок нужно считать с августа 2018 года, когда окружной суд подтвердил недействительность погашения ипотеки. Ещё один довод жалобы – о том, что раз срок исполнения обязательств по договору кредитной линии истекал только 4 июля 2025 года, то и срок давности по залоговому требованию истечет только в июле 2026 года.

ВС с этим не согласился. Срок давности действительно нужно было считать так, как это сделала первая инстанция – то есть, с момента, когда кредитор узнал о наличии оснований для предъявления подобного иска. Рассмотрения спора в банкротном деле «Югры» этот срок не прерывало, подчеркнули судьи экономколлегии.