24 ноября 2021
514
поделитесь с друзьями

Застройщики и банки рассказали о барьерах для бесшовной онлайн-сделки на круглом столе SmartDeal

На Международном жилищном конгрессе в Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Цифровые технологии – простой и удобный клиентский путь. Сделки с недвижимостью от банков и застройщиков». Его организовала команда SmartDeal – платформы по электронному взаимодействию с Росреестром. Спикерами были представители ПСБ, банка «Санкт-Петербург», «Росбанк Дом», ЦИАН, ГК «Пионер» и ГК «КВС». Они представили кейсы цифровизации своих процессов и обсудили перспективы дальнейшего развития онлайн-продаж недвижимости.

По мнению участников круглого стола, дистанционная продажа недвижимости, онлайн-регистрация в Росреесте и ипотека получили в последние два года мощное развитие – отчасти это спровоцировано пандемией. Однако остаются барьеры, которые все еще затрудняют цифровизацию всего клиентского пути, а не отдельных его этапов.

В качестве первого барьера названа необходимость личного присутствия клиента при открытии счета в банке – это обязательное условие для оформления ипотечного кредита. По словам Марии Гретченко, руководителя направления департамента продуктов Банка «Санкт-Петербург», это связано с требованием регулятора. Дистанционный вариант возможен, только если получатель кредита ранее уже прошел идентификацию как клиент банка.

Второй барьер – требование очного присутствия при создании усиленной квалифицированной электронной подписи. «Эта процедура проводится нами полностью дистанционно, хотя и не переведена в онлайн, – рассказал Алексей Макаров, основатель и генеральный директор SmartDeal. – В нашу экосистему зашита такая опция, курьер приезжает к клиенту в любой точке России и оформляет подпись за десять минут».

О третьей сложности рассказала Диана Нилиповская, директор по продажам группы компаний «Пионер»: «Согласие супруга на сделку необходимо оформлять у нотариуса – этот этап пока не переведен в цифровой формат. Во время полного локдауна в 2020 году мы даже вписывали в договоры пункт, что это согласие можно оформить позже, но тогда был форс-мажор, а сейчас – да, по-прежнему необходима «живая» встреча с нотариусом».

В результате абсолютно дистанционные сделки возможны только при соблюдении нескольких условий. Так, Ирина Илясова, начальник управления по Северо-Западному федеральному округу «Росбанк Дом», привела в пример международные онлайн-сделки, которые стали возможны потому, что у клиентов уже был оформлен счет в банке и получена ранее электронная подпись.

На круглом столе пользователи рассказали о кейсах, которые позволяют максимально обходить эти барьеры. В частности, Андрей Критилин, руководитель продукта «ЦИАН.Сделка», представил практику распределенной во времени сделки – когда часть участников присутствует онлайн, а курьеры выезжают к ним в разное время. Анна Суслова, руководитель отдела сопровождения договоров ГК «КВС», рассказала, что застройщик организовал выезд нотариусов на дом клиентам, подобный формат используют и банки: «Всё больше банков готовы прислать сотрудников для подписания документов. Думаю, в ближайшее время они найдут возможность работать онлайн».

Спикеры высоко оценили возможности, которые создает платформа. «Ипотека в цифровом формате позволяет существенно сократить срок проведения сделки и срок регистрации документов в Росреестре, снижает затраты всех участников, делает процесс оформления сделки прозрачным и безопасным, оптимизирует документооборот. Покупатель и застройщик могут совершать сделки полностью онлайн, даже если они находятся в разных городах. Платформа SmartDeal является одним из оптимальных решений для взаимодействия «Банк - Клиент» в ипотечном процессе. В настоящее время сервисами электронной регистрации сделок в Росреестре пользуются 90% ипотечных заемщиков», – подчеркнула Татьяна Чернышева, начальник управления ипотечных продаж ПСБ.

«Создание механизмов полностью бесшовной сделки – возможно, главный вызов, который сегодня есть в отрасли, и мы работаем над поиском решений. Оптимизм внушает тот факт, что цифровизация идет колоссальными темпами, мы это видим и по показателям клиентов, и по собственным – ежемесячное число транзакций на нашей платформе выросло с 2-3 тысяч в начале 2020 года до 13-14 тысяч в сентябре-октябре этого года», – отметил Михаил Светлышев, директор по развитию SmartDeal.