29 ноября 2019
983
поделитесь с друзьями

Кому кроме многодетных и военных нужна льготная ипотека?

Льготная социальная ипотека в нашей стране имеет две глобальные функции — она способствует повышению доступности жилья и помогает стимулировать строительную отрасль. Но в РФ при покупке недвижимости всего несколько категорий граждан может рассчитывать на смягчение условий кредита — это многодетные семьи и военнослужащие. Novostroy.ru решил узнать у экспертов кто ещё заслуживает отдельных программ и господдержки.


VI РОССИЙСКИЙ ИПОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС


- Кто, кроме многодетных и военных, сегодня в России нуждается в защите и поддержке при покупке жилья?

Татьяна Хоботова, территориальный менеджер по работе с партнерами по ипотеке, Филиал Северо-Западный ПАО Банк «ФК Открытие»: Поддержка нужна молодым специалистам, которые уезжают работать в сельскую местность либо отдаленные города. Возможно, стоит рассмотреть категорию граждан, нуждающихся в улучшении условий, которые проживают в аварийном или ветхом жилье, но скорее всего это будут не ипотечные клиенты.

Андрей Вербицкий, руководитель управления партнерских продаж, ипотеки и субсидий ГК ФСК: В поддержке однозначно нуждаются молодые семьи без детей, не имеющие собственного жилья. Они вынуждены проживать или в съемной квартире, или с родственниками.

Индивидуальная ипотечная программа для данной категории приведет к увеличению спроса на покупку жилья. Также сюда можно отнести «бюджетников» — речь об учителях и врачах. Эти категории должны иметь и защиту, и поддержку со стороны государства. И индивидуальные условия их кредитования могут в целом положительно сказаться на сферах образования и здравоохранения. Когда у врача или учителя голова меньше болит по поводу жилищных проблем, он может полностью посвящать себя работе.

Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»: Практически любая семья с появлением ребёнка нуждается в улучшении жилищных условий. Не очень понятно, почему льготная ипотека или субсидии выдаются, к примеру, только «молодым» семьям. А что, если первый ребёнок появился у родителей ближе к 40 годам?

Сегодняшние реалии таковы, что те семьи, которые привыкли рассчитывать только на себя, не заводят детей раньше 35-40 лет. Значит, они уже не подпадают под требования «молодой семьи» и лишаются возможности получения льготной ипотеки. Почему такая сегрегация? Второй вопрос – почему материнский капитал выдаётся только начиная со второго ребёнка? Первый ребёнок государству не нужен что ли, давайте сразу два?

- Каковы, по Вашему, цели таких сегментарных ипотечных программ: популизм, защита нуждающихся, поддержка рынка?

Татьяна Хоботова: В первую очередь, это, конечно, социальная цель – помощь наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан. При этом есть четкие критерии для заемщиков. Большую поддержку рынку такие программы не оказывают, но при этом расширяют круг потенциальных клиентов.

Андрей Вербицкий: Конечно, основная цель — поддержка и защита нуждающихся. Однако такие программы стимулируют рынок в целом — 5-7% продаж происходит как раз при их использовании.

Денис Бобков: Здесь нужно смотреть, исходя из особенностей каждой отдельно взятой программы. К примеру, доступная «семейная» ипотека – это и помощь нуждающимся, и поддержка рынка одновременно. Причём пониженная ставка по «семейной» ипотеке — это справедливый инструмент для всех регионов. А вот возможность использования материнского капитала (чуть более 450 тыс. рублей) — это существенная помощь в улучшении жилищных условий в некоторых провинциальных регионах. Но в столице это выглядит … насмешкой, что ли. Посудите сами: при цене в новостройках 200 тыс. руб./кв. м можно приобрести целых 2 кв. м. Если рассматривать идеальную ситуацию, то такая помощь должна зависеть от региона и обеспечивать примерно равные возможности.

- Насколько востребованы такие программы сегодня? Способны ли они повлиять на рынок недвижимости?

Татьяна Хоботова: Сейчас очень востребована «Военная ипотека» и «Семейная ипотека» для семей с двумя и более детьми, рожденными после 1 января 2018 года. Также пользуются популярностью локальные программы для молодых и многодетных семей. Доля таких продуктов растет в общем объеме выдачи ипотечных кредитов. Так, доля военной ипотеки составляет 10% в выдачах банка «Открытие».

Денис Бобков: Такие программы в сегодняшнем виде распространяются исключительно на новостройки, следовательно стимулируют приобретать первичное жилье. Месяц назад правительству премьером Д.А. Медведевым было дано поручение проработать возможность расширения льготной ипотеки на «вторичку», о результатах пока ничего не известно. Судя по ипотечным программам банков, изменений в этом направлении не произошло. По словам Медведева в октябре с.г., господдержкой всего воспользовались около 8% россиян. Это, конечно, очень немного, учитывая, что несовершеннолетние дети есть практически в каждой третьей семье. Тем не менее, даже это помогает рынку новостроек в сегодняшних реалиях.

- Реально ли по Вашему внедрение в России ипотечных программ для инвалидов, пенсионеров? Что для этого нужно помимо политической воли?

Татьяна Хоботова: Нужно еще финансирование данных проектов, также как и других программ. Например Семейная ипотека – процентная ставка 6%, это значит, что правительство компенсирует банкам разницу по процентам. Военная ипотека – ежемесячные платежи осуществляет ФГКУ Росвоенипотека. Ипотечные кредиты – это, прежде всего, кредиты, и они должны быть платными и возвратными. Источников для их погашения у людей с ограниченными возможностями, как правило, немного, поэтому и нужна помощь государства. Кроме того, данным категориям граждан может предоставляться социальное жилье.

Андрей Вербицкий: Здесь все зависит от платежеспособности. Если нужна небольшая сумма, или если пенсионер работает и может это подтвердить, то всегда можно оформить ипотеку. Максимальный возраст заемщика может достигать до 75 лет, а в некоторых банках — и 85 лет. Также пенсионер/инвалид может взять себе созаемщика, с учетом дохода. Такие клиенты есть и сейчас. Но, если это совсем не работающие пенсионеры/инвалиды, и нужна довольно приличная сумма, то тогда речь о совсем другой ситуации, так как для банка важна платежеспособность. Выдать кредит — не проблема, а вот получить деньги банку обратно с неплатежеспособного населения – вот это задача! Если это будут платежи за счет государства по программам субсидирования или господдержки, как и с военной ипотекой, то сразу возникнет вопрос — а на каких условиях будет выдан данный кредит, и какое обеспечение у него будет? На данный момент я не думаю, что подобные программы реальны.

Денис Бобков: Хорошо это или плохо, но многое в нашей стране определяется политической волей, и снижение ипотечных ставок на протяжении нескольких последних лет с заявленным ориентиром Президента в размере 8% – тому пример. Безусловно, инвалиды как социально незащищённая категория населения, которые не могут себя обеспечить и ложатся бременем на остальных членов семей, должны получать определённую поддержку от государства, в том числе и в вопросах помощи в ипотеке. При этом есть понимание, что оплачивать эту ипотеку будут другие члены семьи. Что же касается помощи пенсионерам, то главный вопрос – кто будет фактически оплачивать ипотеку. Ведь фактически появление детей у второго поколения может совпасть с выходом на пенсию их родителей. И получается, что нужно обеспечить жильём как ребёнка, так и родителей-пенсионеров (особенно в том случае, если у них нет собственного жилья). Хотя сегодня в большинстве случаев пенсионеры все-таки обеспечены собственным жильём (советского периода). Как это будет через 10-15 лет – сложно сказать, вполне возможна ситуация, когда доля пенсионеров без жилья увеличится.

- Какие категории заёмщиков/покупателей жилья, на Ваш взгляд, сегодня дискриминируют банки и застройщики? Кому из социально незащищённых слоёв сложнее всего получить сегодня ипотеку?

Андрей Вербицкий: Как таковой дискриминации каких-то категорий граждан нет. Все просто: нужны деньги – докажи, что сможешь их вернуть. Соответственно, нет дохода – нет кредита. Кредиты – основная финансовая статья банков, основной источник дохода. Они берут деньги под один процент, выдают — под другой, на этом и зарабатывают. Соответственно каждый невозврат – это убыток, а много невозвратов – гибель банка. Поэтому дискриминация отсутствует, есть только обязательные требования, к которым подходят все слои населения.

Денис Бобков: Дискриминация – это громкое слово, однако есть ряд категорий граждан, ограниченных в возможности получения ипотечного кредита. Например, со стороны одного из госбанков требование к индивидуальным предпринимателям или собственникам бизнеса – безубыточная деятельность в течение 24 месяцев. Сравните это требование с требованием к работникам по найму – не менее 3х месяцев на последнем месте работы. Пенсионеры старше 65 лет сегодня практически не могут получить ипотечный кредит (хотя вполне могут работать и до 80 лет и более, например, преподаватели ВУЗов, архитекторы и т.п.). Это тем более странно на фоне повышения пенсионного возраста и продолжительности жизни. Юноши и девушки до 21 года также не могут рассчитывать на ипотеку.

Вообще говоря, в сегодняшних реалиях это странно – работать официально можно с 16 лет (или даже раньше с согласия родителей), но при этом нельзя получить ипотеку. А ведь собственные студии, к примеру, не помешали бы таким молодым людям. Также большой вопрос по людям, не являющимся гражданами России, – они также не могут получить ипотеку. Хотя они могут быть официально трудоустроены, и планируют здесь остаться. Но, к примеру, граждане Украины не могут получить российское гражданство, не отказавшись от украинского (по их законодательству обязательно моногражданство).