Александр Турбанов: Новая редакция Гражданского Кодекса разрушает институт ипотеки и залога
Осенью во втором чтении будет рассматриваться Федеральный закон № 405-ФЗ, вносящий изменения в Гражданский кодекс. По мнению генерального директора Агентства по страхованию вкладов Александра Турбанова, ряд положений документа требует пересмотра, потому что разрушает институт ипотеки и залога.
Концепция развития Гражданского кодекса была одобрена еще в октябре 2009-го и стала идеологической основой тех изменений, которые предлагаются сейчас. В 2010–2011 годах последовали первые редакции документа о внесении изменений в Гражданский кодекс, в 2012 году новеллы рассмотрели президент и Госдума. Федеральное собрание было нацелено на принятие законопроекта уже в весеннюю сессию. Документ был одобрен в первом чтении, второе последует только осенью.
- Никакой трагедии в этом не вижу. Напротив, задержка представляется оправданной, — сказал сегодня Турбанов на форуме «Правовое регулирование крединых договоров». — В новой редакции ГК есть ряд принципиальных вопросов, касающихся правового регулирования экономических отношений, которые требуют пересмотра.
По словам Турбанова, нельзя допустить появления новелл, разрушающих институт залога, в частности ипотеки.
- Законопроект о внесении изменений в ГК устанавливает возможность залога прав по договору банковского вклада, — говорит он. — Но есть неопределенность: если у банка, в котором открыт счет, отзывается лицензия, кому должно выплачиваться страховое возмещение — залогодателям-клиентам или залогодержателям-банкам? У АСВ нет понимания на этот счет. А это должно быть прописано законодательно.
Также новая редакция ГК вводит новое вещное право — приобретения чужого недвижимого имущества. Речь идет о праве, которое будет возникать на основе договора с собственником недвижимости. Новая редакция законопроекта предполагает, что после реализации такого соглашения с недвижимости (в том числе ипотеки) снимается обременение.
- Что получается? Объект недвижимости находится под ипотекой, а залогодатель предоставляет третьему лицу право его приобретения, — сетует Турбанов. — Нужно четко прописать законодательно, что это право может быть реализовано только с согласия залогодержателя. Иное регулирование — без этого согласия — разрушает институт ипотеки.
Юристы поддерживают Турбанова, фиксируя неопределенность с залоговыми вопросами в ГК.
- Сейчас предмет залога — недвижимость, например — может быть взыскан без согласия залогодержателя, это нужно менять поправками, — отмечает юрист Анатолий Семенов. — А то получается, что банки массово взыскивают залоги, нарушая права собственников недвижимости.