10 июля 2023
220
поделитесь с друзьями

Парламент Башкирии предложил ввести «период охлаждения» при выдаче кредитов

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан направило на предварительное рассмотрение в Совет законодателей России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

– Законопроект предполагает установление двухэтапного порядка заключения гражданами договора потребительского кредита с банками и микрофинансовыми организациями, – сообщил Председатель Государственного Собрания Константин Толкачев. – Предлагается такая схема. На первом этапе человек устанавливает в бюро кредитных историй разрешение на заключение кредитного договора – через единый портал госуслуг или МФЦ. На втором этапе кредитная или микрофинансовая организация запрашивает в бюро информацию о наличии такого разрешения, сверяет персональные данные и только потом принимает решение о выдаче кредита. При этом выдавать человеку кредит предлагается не сразу, а на второй календарный день, следующий за днем установления разрешения в бюро кредитных историй. Этот «период охлаждения» позволит заемщику принять взвешенное решение.

Обязательное условие для полноценной реализации механизма – использование СНИЛС, поскольку это единственный идентификатор гражданина, отвечающий критериям уникальности и неизменности.

Разработка законопроекта вызвана ростом числа мошеннических действий в кредитно-финансовой сфере.

– В прошлом году объем операций по переводу денежных средств без согласия клиента вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 4,3 процента и превысил 14 млрд рублей, – сказал Константин Толкачев. – Основной инструмент – использование методов социальной инженерии, когда человек под психологическим давлением добровольно переводит деньги злоумышленникам или раскрывает банковские сведения, позволяющие совершить хищение. Активизировались телефонные мошенники: за прошлый год Банк России направил операторам связи информацию о 756 тысячах номеров телефонов, используемых в противоправных целях, что в 4,2 раза больше, чем в 2021 году. Больше стало и таких хищений, когда мошенники действуют от имени гражданина через дистанционные каналы взаимодействия с кредитными организациями. Предлагаемый механизм в значительной степени позволит предупредить мошеннические действия с использованием персональных данных граждан и методов психологического воздействия.