Роскомнадзор получает все больше жалоб на незаконную передачу персональных данных от банков коллекторам
У тех, кто не платит по кредитам, появился неожиданный защитник - Роскомнадзор.  Ведомство получает все больше жалоб на незаконную передачу персональных данных  от банков коллекторам и начало кампанию по борьбе с нарушителями.
  
 Роскомнадзор начал активно проверять коллекторские агентства, рассказали  несколько крупных игроков этого рынка. Роскомнадзор является уполномоченным  органом по защите персональных данных граждан (ФИО, адрес и проч.).  Соответствующий закон вступил в силу в 2007 г., и сейчас ведомство отмечает  "нарастающее число жалоб граждан" на деятельность коллекторских агентств и  банков. Если за 2010 г. на них в Роскомнадзор поступило 90 жалоб, то за восемь  месяцев этого года - уже 140. При рассмотрении жалоб служба проводит проверки  (на 2011 г. запланировано проверить 23 коллекторские компании), а при выявлении  нарушений материалы проверок направляет в прокуратуру, сообщил "Ведомостям"  Роскомнадзор.
  
 Самое распространенное нарушение - передача банком персональных данных  клиента третьим лицам, прежде всего коллекторам, без согласия на то самого  клиента. Например, в конце августа Новосибирское управление Роскомнадзора  передало в прокуратуру Москвы и Московской области материалы в отношении  Альфа-банка и коллектора "Кредит коллекшн груп". В управление обратился клиент  Альфа-банка, и, рассмотрев его жалобу, Роскомнадзор установил, что Альфа-банком  "допущена передача персональных данных заявителя третьим лицам без получения  согласия". А значит, коллекторская компания не имела права "обрабатывать"  персональные данные заемщика, пришла к выводу служба.
  
 В Альфа-банке пока не видели эту жалобу. Но "после вступления в силу этого  закона необходимые условия [о согласии заемщика на передачу его персональных  данных третьим лицам] были внесены в типовые формы договоров", сообщил банк.
  
 Следовательно, в кредитных договорах, заключенных "Альфой" до 2007 г.,  такого пункта не было. Не было его и у других банков, например у "ВТБ 24".  Сейчас кредитов, выданных до 2007 г., осталось немного: у коллекторов таких  около 10% портфеля, оценивает один из розничных банкиров.
  
 Выявив нарушение, Роскомнадзор требует его устранить. Сделать это можно  двумя путями: либо получить согласие должника на передачу его персональных  данных коллектору, либо - если должник заупрямится - вернуть долг банку. Банкиры  в этом случае получают головную боль (иногда им проще такой долг списать), а  коллекторы, выходит, теряют до 10% портфеля.
  
 Игнорировать требования Роскомнадзора небезопасно. По закону о  персональных данных он может не только обратиться в суд (с иском в защиту прав  субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке  лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать  персональные данные, что для банка и для коллектора равнозначно остановке  бизнеса.
  
 Кроме того, если ничего не делать, у должника появляется аргумент не  платить. Впрочем, пока судебного прецедента не было. "Там в самом законе есть  коллизия - указано, что для целей исполнения договора разрешение на обработку  персональных данных не требуется", - предупреждает директор департамента  правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.
