Екатерина Петелина: В 2014 году рынок ипотеки вырастет на 25%
В 2011 - 2012 годах на фоне агрессивного продвижения банками необеспеченного потребкредитования населения порядка 15 млн россиян перешли из небанкаризованного в обслуживаемый банками сегмент. Но в 2013 - 2014 годах акцент сместился на ипотеку — менее маржинальный и более длительный с точки зрения размещения пассивов продукт, который могут позволить себе не все банки. О том, как ведущие игроки меняли свои стратегии, что для них значит рынок Татарстана и как крупный госбанк зарабатывает на трудностях других игроков, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала заместитель президента-председателя правления ВТБ24 Екатерина Петелина.
«ЗДЕСЬ НАША ДОЛЯ РЫНКА ВЫШЕ, ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО СТРАНЕ»
— Екатерина Владимировна, насколько важное место Татарстан занимает в бизнесе ВТБ24?
Республика Татарстан с точки зрения банковской системы является развитым регионом с высокими рыночными позициями. Так, если смотреть по России, то доля рынка Республики Татарстан составляет около 2 процентов в портфеле банковской системы по кредитам и привлеченным средствам населения. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что Москва составляет примерно 30 - 40 процентов рынка, а Санкт-Петербург — около 10 процентов. Татарстан по объемам розничного рынка сопоставим с такими сильными регионами, как, например, Нижегородская, Самарская, Ростовская области или Краснодарский край. При этом для ВТБ24 этот регион имеет очень важное место в структуре бизнеса, так как здесь наша доля рынка выше, чем в среднем по стране. Например, в кредитовании физлиц доля ВТБ24 составляет 14 процентов, мы занимаем второе место по этому показателю.
— Будут ли какие-либо специальные банковские продукты для Татарстана, Казани, в том числе как пилотного региона?
Готовится запуск комбинированного депозитного продукта. Одним из пилотных регионов, где этот продукт будет внедрен, является Татарстан. Само предложение интересно сочетанием депозита и накопительного страхования жизни. К примеру, человек принес 600 тысяч рублей: 300 тысяч в депозит и 300 тысяч в инвестиционную часть, страхование жизни. Мы считаем, что состоятельные клиенты Татарстана будут заинтересованы этим продуктом. В целом основная линейка продуктов у нас разрабатывается централизованно.
— Многие участники рынка отмечают наличие серьезных местных банков в РТ. Отличается ли ваше поведение, стратегия в РТ от поведения, стратегии в других регионах?
Безусловно, такие особенности учитываются в клиентской стратегии. То есть если сами продукты централизованные, то стратегия работы с клиентами, стратегия продаж — это другой вопрос, при решении которого учитывается региональная специфика. Татарстан действительно выделяется наличием нескольких мощных региональных банков с серьезными позициями. Как правило, местные игроки имеют большую скорость и гибкость в принятии решений. Менеджмент, собственники, сам банк и его клиент — все находятся в одном регионе. Поэтому и мы должны, сохраняя контроль над рисками, доходностью и все преимущества централизованного управления, уметь принимать решения быстро и гибко.
РЫНОК ИПОТЕКИ ВЫРАСТЕТ НА 25%
— Какие кредитные продукты станут локомотивами роста во второй половине 2014 года?
В 2011 - 2012 годах драйверами роста кредитования физлиц были потребительские необеспеченные кредиты для массового и нижнемассового сегмента. Основным драйвером служил рост числа людей, которые пользуются услугами банков. Порядка 15 миллионов россиян перешли из небанкаризованного в обслуживаемый банками сегмент. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у банков появился аппетит к работе с этим сегментом, они создали интересные продукты для этого сектора. С другой, люди сами «привыкли к банкам», решили, что не хотят откладывать жизнь на завтра, а хотят жить сегодняшним днем и позволять себе то, чего раньше позволить не могли: отпуск, ремонт, бытовую технику.
В 2013 - 2014 годах акцент сместился на ипотеку, что в целом хорошо, так как ипотека — это обеспеченный кредит, то есть значительно менее рискованный продукт. В то же время ипотека — это продукт, для которого необходимо длинное фондирование, что могут позволить себе не все банки. Плюс ипотека низкомаржинальна, на потребительском кредите при нормальном управлении рисками и ценообразованием банк зарабатывает маржу в два-три раза больше. Так что получается, что ипотека снижает риски, но оказывает дополнительное давление на маржу.
Другим продуктом, демонстрирующим высокий рост, являются кредитные карты. И как средство кредитования это удобные деньги, которые можно иметь «на всякий случай», и как средство платежа.
— В первом квартале мы отметили бурный рост спроса на ипотеку на фоне волатильности валютных курсов и повышенной геополитической напряженности. Прогнозируете ли вы снижение спроса на ипотеку во второй половине 2014 года?
Да, за первый квартал ипотека выросла на 10 процентов при росте рынка в целом — на 3 процента. Но было бы, неверное, просто аппроксимировать цифры первого квартала 2014 года на весь год. Тем не менее мы прогнозируем, что в текущем году рынок ипотеки вырастет на 25 процентов и будет превышать темп роста кредитования в целом (18 - 20 процентов). ВТБ24 при этом и по ипотеке, и по кредитам в целом будет двигаться быстрее рынка. Для примера: мы уже сейчас обгоняем рынок кредитования физлиц почти в 2 раза — по итогам 5 месяцев 2014 года банковская система РФ показала прирост на 5,6 процента, а ВТБ24 — на 11,4 процента.
СИТУАЦИЯ С ЛИКВИДНОСТЬЮ ДОСТАТОЧНО НАПРЯЖЕННАЯ
— Какие меры принимает ВТБ24 для поиска «длинных» денег? Насколько активны вы в международных заимствованиях?
Международные заимствования производятся через казначейство головной компании ОАО «Банк ВТБ». В розничном ВТБ24 основная доля пассивов — депозиты физлиц. При этом депозиты ВТБ24 долгосрочные, более «длинные», чем в среднем по банкам РФ. Такая особенность объясняется тем, что мы ориентируемся на состоятельных вкладчиков, которые размещают средства в больших объемах и на длительные сроки. По банку в целом более 80 процентов ресурсов сформировано вкладами суммой более 1 миллиона рублей. Для Татарстана это также актуально: здесь размер среднего вклада составляет 1,74 миллиона рублей. Доля вкладов с суммой более 1 миллиона рублей в общем портфеле вкладов — 83 процента.
Также нас выручает то, что в России ипотека менее «длинная», чем в развитых странах — средний срок погашения по ипотеке 5 - 7 лет, даже если кредит берется изначально на 10 - 15 лет.
Также мы активно используем инструмент секьюритизации. Особенно как раз в ипотеке, но, кстати, и в автокредитах тоже.
Дефицит «длинных» денег по системе в целом связан со слабым развитием в России таких институтов, как страхование жизни, пенсионные фонды. На развитых международных рынках именно эти участники располагают огромными запасами 20 - 30-летних денег.
— А как обстоят дела в целом с ликвидностью на рынке?
В этом году ситуация достаточно напряженная. За первые 5 месяцев в системе произошел отток средств физлиц (минус 1,2 процента). В десятке крупнейших банков РФ рост по привлеченным средствам физлиц продемонстрировали только три участника: ВТБ24, Банк Москвы (также входит в группу «ВТБ») и Россельхозбанк. По объемам прироста ВТБ24 — абсолютный чемпион: объем прироста за первые 5 месяцев года составил почти 30 миллиардов рублей.
«ПРИВЛЕКЛИ 200 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ИЗ «ЗАЧИЩЕННЫХ» БАНКОВ»
— Во второй половине 2013 - в начале 2014 года была «зачистка» неблагонадежных банков. На вашем бизнесе отразился данный процесс?
Отразился и отразился позитивно. Во-первых, мы выиграли достаточно много конкурсов АСВ в качестве агента по возмещению средств вкладчиков. ВТБ24 провел примерно треть выплат, которые организовало агентство. При этом когда вкладчики приходят за выплатой, им предлагается разместить свои средства в нашем банке, и порядка 50 процентов таких клиентов удается удержать. Таким образом, мы привлекли около 200 тысяч человек, что можно назвать прямым эффектом.
Есть еще и косвенный эффект. То, что происходит в сознании людей при появлении угроз и кризисных ситуаций: они начинают серьезнее думать не только о ставке, но и о степени надежности банка. Клиенты начинают думать не только о том, сколько можно заработать, но и том, как сохранить заработанное, что стимулирует движение капиталов в крупные, надежные банки, как в случае с ВТБ24. Такая тенденция называется flight to quality. И это, кстати, касается не только физлиц, но и малого бизнеса.
— Как отразились трудности банка «БТА-Казань» на бизнесе ВТБ24 в Татарстане?
Многие клиенты из этого банка пришли на обслуживание в ВТБ24. Кто-то открыл расчетный счет своей фирмы и в спешном порядке уведомил контрагентов о новых реквизитах, кто-то открыл депозит. Конкретно посчитать, какой объем мы получили, достаточно сложно. Точно можно сказать, что специалистам, отвечающим за открытие расчетных счетов юридических лиц, пришлось серьезно «перерабатывать», чтобы ВТБ24 смог качественно и в приемлемые сроки удовлетворить потребности клиентов.
Не нужно думать, что мы как госбанк радуемся проблемам других игроков. Это не так. Но мы, безусловно, приветствуем движение Банка России к повышению прозрачности рынка и более жесткому контролю за соблюдением всех нормативов.
ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НАПОМИНАЮЩАЯ «ЛЕГО»
— В какой форме планирует развитие розничного бизнеса группа «ВТБ»? Какие форматы отделений являются для вас приоритетными?
У нас есть четкое разделение ролей и сегментов. Если мы говорим о недавно созданном «Лето Банке», его фокус — это работа с массовым сегментом, продуктовый ряд: потребительские кредиты и карты. Здесь требуются легкая сеть, отделения малого формата, без кассы, отличающиеся от банковского офиса. Если говорить о ВТБ24, это банк, ориентирующийся прежде всего на состоятельный сегмент, а также на зарплатных клиентов, корпоративный канал. Мы развиваемся как универсальный банк, предоставляющий всю линейку продуктов: ипотека, автокредиты, кредитование малого и среднего бизнеса. Что касается формата точек продаж, то в ВТБ24 есть специальная система, напоминающая конструктор «Лего». Это означает, что есть продуктовые модули, например, модуль ипотечного кредитования, модуль кредитования малого бизнеса и другие. И есть формат точки «стандарт» — обычная фронт-линия, которая продает базовые продукты, к которому могут прикрепляться эти модули. Есть также формат «мини», который используется, как правило, в зарплатных проектах или в небольших районах, где нет необходимости в стандартном офисе, но есть необходимость предоставлять хороший и доступный сервис для сотрудников конкретного предприятия/района.
— А что насчет удаленных каналов?
Сегодня работа с удаленными каналами — интернет-банком, мобильным банком, банкоматами — один из фокусов нашей работы. Требования клиентов ясны: иметь доступ к информации и услугам 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Кроме того, клиенты, которые пользуются удаленными каналами, более лояльны и более доходны для банка. Это подтверждается и международными исследованиями, и нашей собственной практикой.
В конце прошлого года мы запустили совершенно новую систему интернет-банка. Буквально на днях будет запущена специальная платформа мобильного банка с расширенным функционалом и очень дружелюбным интерфейсом. И теперь мы сосредоточены на том, чтобы клиенты активнее пользовались нашим интернет-банком. Это нужно клиентам для улучшения доступа к банковским услугам, и это нужно нам как банку. Когда клиент совершает операции в удаленном доступе, это означает, что сеть может заниматься продажами. Не менее важный аспект, чтобы все каналы (контакт-центр, интернет-банкинг, фронт-линия) были грамотно взаимоувязаны и работали в единой логике, позволяющей начать операцию в одном канале и без проблем закончить в другом. Разработка и внедрение новой, мультиканальной модели обслуживания — это наша стратегическая цель до конца 2016 года.
— Хорошим тоном у топ-менеджмента считается владение акциями компании. У вас есть акции ВТБ?
Да, есть. Я приобрела их на IPO (первичное размещение акций на бирже) и не продала в период «бай-бэка» (выкуп компанией своих акций с рынка). Могу сказать, что сегодня котировки акций в большей мере зависят от общей экономической ситуации, отношения инвесторов к развивающимся рынкам, событий на Украине, чем от операционных показателей конкретных компаний.