Ипотечные проекты: от коммерческого банка до локомотива развития экономики
1Читайте блоги
специалистов
2Пишите
в собственный блог
3Комментируйте
интересный посты
  • Подписка на новые сообщения в блоге:
    Ипотечные проекты: от коммерческого банка до локомотива развития экономики
    04 декабря 201417:12
    поделитесь с друзьями

    Риски. Часть 3. От общего к частному. Продолжение.

    Рейтинг читателей
    3367
    0
    комментарии (0)

    Для целей обсуждения понятия кризиса из экономической литературы стоит выделить трактовку понятий: риск, неопределенность, дисконтирование.  Используем их описание из книги [1].

    Неопределенность – это неполнота и неточность информации об условиях реализации проекта.

    Под риском понимается возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта.

    В отличие от неопределенности  понятие риска субъективно. Если присутствует неопределенность, то она есть для всех. В то же время другие изменения экономических условий могут быть оценены как существенные или несущественные, позитивные или негативные, то есть в бизнесе понятие риск не всегда несет ярко выраженную отрицательную окраску.

    Материальные и финансовые ресурсы, потребляемые в одинаковых объемах, но в разное время не-равноценны. Для проведения сопоставимых расчетов применяется дисконтирование, которое характеризуется нормой дисконтирования.

    Учет факторов неопределенности реализуется корректировкой норм дисконта. Кризис затрудняет определение нормы дисконтирования и зачастую приводит к ограничению инвестиций в развитие предприятий.

    Рассмотрение банковских и глобальных финансово-экономических кризисов лежит вне рамок данной блога. Отметим только, что если деятельность любого предприятия связана с внешнеэкономической деятельностью, то можно неожиданно столкнуться с кризисом в стране партнера. В течение последних 35-ти  лет в разных странах мира было зафиксировано свыше 50-ти системных  банковских кризисов [2].

    Применительно к рассматриваемым вопросам управления предприятиями глобальный кризис 2008 – 2010 гг. привел к  росту неопределенности в различных аспектах бизнеса, в качестве компенсации,  которого возросла роль риск-менеджмента.

    Риск-менеджмент осуществляется предприятиями любого типа и в любой отрасли, но в финансовых организациях и особенно банках, эта функция четко выделена и находится под контролем регулятора.

    Риск-менеджмент опирается на концепции финансового менеджмента, многие из которых сформулированы применительно к банкам, но применимы и в других отраслях. Краткое изложение некоторых финансовых концепций на основе обзора, приведенного в монографии [2], наглядно демонстрирует связь финансового менеджмента с другими вопросами внутрифирменного управления особенно в кризисные периоды..

    Концепция денежного потока.

     Банк представляется  как совокупность чередующихся входящих и исходящих потоков. Любая финансовая операция может быть ассоциирована с денежным потоком. В настоящее время важно внимание к неожиданным изменениям денежного потока.

    Концепция временной стоимости денег.

     Реальная стоимость  денежной единицы в будущем всегда отличается от ее текущей стоимости. В экономике практически не бывает безрисковых активов, т.е. всегда существует вероятность того, что ожидаемый доход не будет получен или фактическая  доходность окажется ниже или выше запланированной.

    Концепция соотношения «риск-доходность».

     Получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском. Чем выше ожидаемая доходность (т.е. отдача на вложенный капитал), тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этого дохода.

    Концепция операционного и финансового рисков.

     При операционном риске речь идет о возвратности и доходности проведенных операций как результате активной инновационной деятельности банка, опирающейся на освоении новых, зачастую ресурсоемких и потому рисковых технологий. Финансовый риск связан со структурой капитала и должен учитываться при принятии решений в отношении источников финансирования банка. При этом, поскольку собственного капитала банка порой не хватает, он активно выступает в роли заемщика.  Риск невыполнения обязательств перед сторонними кредиторами и инвесторами  составляет одну из основ финансового риска.

    Концепция стоимости капитала.

     Бесплатных источников финансирования не существует. При этом мобилизация и обслуживание того или иного источника имеют разную стоимость для банка и впоследствии для его дебиторов.

    Концепция эффективности рынка капитала.

    Банки активно работают на рынках капитала, на которых можно найти дополнительные источник финансирования, а также получить некоторый спекулятивный доход, сформировать оптимальный портфель активов и депозитов для поддержания платежеспособности и др.

    Концепция ассиметричной информации.

     Отдельные участники рынка могут владеть информацией, недоступной другим участникам в равной мере. Учитывая, что полной симметрии в информационном обеспечении участников рынка достичь в принципе невозможно (поскольку всегда существует так называемая  инсайдерская информация), именно данная концепция объясняет существование самого рынка, ибо каждый его участник надеется, что информация, которой он располагает, возможно, неизвестна его конкурентам, и, следовательно, он имеет преимущество в принятии эффективных решений.

    Концепция агентских отношений.

    По отношению к любому банку  всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в его деятельности, однако их интересы, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов. В основе теории лежит модель взаимоотношений «принципал-агент». Принципал (например, собственник) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени и в интересах максимизации благосостояния принципала. В рамках агентской теории определяются группы с потенциально возможными конфликтами, систематизируются их интересы, определяются варианты и рекомендации по нивелированию возможных противоречий. В теории объясняется причина возникновения конфликта между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от пути решения сформулированной задачи и руководствуются в своей работе, прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин – информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов.

    Примечание. На эту концепцию стоит обратить особое внимание. Прозрачность взаимоотношений можно распространить на персонал, то есть налицо трехуровневые агентские отношения – собственники-правление-персонал. Особенно ситуация осложняется когда совпадают роли агента и принципала. Уменьшение рисков в этой сфере тесно связано с наличием прозрачной концепцией (миссией) бизнеса, когда она не только известна всем, но и всеми выполняется. Применительно к ипотечному бизнесу, можно сказать, что нельзя им заниматься, не имея концепции развития

    Про мотивацию подробно в блоге

    http://www.ludiipoteki.ru/blogs/index/entry/19/post/307/

    http://www.ludiipoteki.ru/blogs/index/entry/19/post/305/

    Про конфликты в блоге

    http://www.ludiipoteki.ru/blogs/index/entry/19/post/285/

    Концепция альтернативных затрат.

    Другой вариант названия – концепция упущенных возможностей, которая состоит в том, что принятие нового решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход необходимо учитывать при принятии решений.

    Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

    Предполагается, что банк, однажды возникнув, будет существовать вечно, у него нет намерения внезапно свернуть работу, а поэтому его инвесторы и кредиторы могут полагать, что банк будет исполнять свои обязательства.  Речь идет о так называемых условиях функционирования банка, которые могут быть нарушены только форс-мажорными обстоятельствами.

    Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования.

     После своего создания банк представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий.  Эта концепция тесно связана с концепцией агентских отношений, имеет важное значение для формирования у собственников и контрагентов предприятия реального представления в отношении, во-первых, правомочности своих требований к данному банку и, во-вторых, оценки его имущественного и финансового положения.

    Основным фактором кризиса, оказывающим существенное влияние на управление, является неопределенность (табл.)

     Таблица. Характеристика фактора неопределенности

    Основные составляющие неопределенности

    Неопределенность временных факторов

    Неопределенность стоимостных факторов

    Неопределенность факторов спроса

    1. Момент начало активной фазы кризиса

    2. Длительность кризиса

    3. Продолжительность периодов с постоянными или предсказуемыми экономическими показателями

    1. Стоимость финансовых ресурсов для привлечения предприятием (кредит, размещение акций и др.)

    2. Стоимость возврата инвестиций с учетом дисконтирования, включая внедрение технологических, производственных изменений

    3. Стоимость составляющих, влияющих на себестоимость товаров (услуг)

    1. Общий потенциал  спроса на товары и услуги предприятия

    2. Зависимость спроса от изменений цены

     

     

    Можно выделить несколько особенностей управления в кризис.

    1. Рост роли риск-менеджмента. Это положение подробно описано выше.

    2. Уменьшение горизонта планирования. Кризис сокращает горизонт планирования и требует увеличения скорости принятия управленческих решений. В какой-то момент времени тактическая  задача выживания занимают все внимание управленцев, а стратегия на время отходит на второй план.

    3. Изменение главных контролируемых показателей деятельности. Основой  для управления является формирование не только стратегии, среднесрочных и оперативных бизнес планов, но и критериев эффективности выполнения этих планов. Для достижения этой цели должны быть четко определены критерии оптимизации, основанные на измерении и оценке заданных показателей.

    В далнейшем более подробно рассмотрим изменение показателей деятельности.

     При написании этого фрагмента использованы два источника.

     1. Виленский П.Л., Ливщиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб.-практическое пособие. — М.: Дело, 2001. — 832 с.

    2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию; пер. с англ М. Павловой. — М.: Олимп-Бизнес, 2014. — 320 с.

    Обсуждения
    Авторизоваться
    Комментарии отсутствуют

    Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться

    Авторизоваться