01 мая 2020
1349
поделитесь с друзьями

Сбербанк готовится к кризису: почему его чистая прибыль рухнула на 46,8%

Падение чистой прибыли Сбербанка на 46,8% по итогам первого квартала связано с необходимостью доначислить резервы. Это значит, что банк ждет значительного ухудшения ситуации в экономике и качестве активов, объясняют аналитики.

Что случилось. Чистая прибыль Сбербанка в первом квартале упала на 46,8% по сравнению с первым кварталом прошлого года, следует из опубликованной банком промежуточной консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Банк заработал в первом квартале 2020 года 120,5 млрд рублей, а в первом квартале прошлого года — 226,6 млрд рублей.

Прибыль на акцию упала на 46,9%, до 5,6 рубля, говорится в сообщении банка. Чистые процентные доходы выросли в годовом выражении на 10,2%, до 371,9 млрд рублей, чистые комиссионные доходы — на 22,8%, до 126,4 млрд рублей.

Почему это важно.  Сбербанк — крупнейший игрок на банковском рынке. И если у него есть запас прочности, чтобы справиться с последствиями кризиса, то у других банков его может не оказаться. «Если не по итогам первого, то во втором квартале банки начнут признавать в отчетности по МСФО резкое ухудшение качества кредитного портфеля, связанное с текущей ситуацией в экономике», — указывает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Столь существенное падение прибыли — это также плохая новость для акционеров Сбербанка, которым он выплачивает половину от чистой прибыли в виде дивидендов. Это значит, что они получат меньшую дивидендную доходность.

В чем причина. Сбербанк объясняет падение прибыли необходимостью увеличить отчисления в резервы.

«Динамика процентного и комиссионного дохода в первом квартале соответствовала нашим ожиданиям. Однако пандемия COVID-19 вмешалась в наши планы. Принимая во внимание высокую степень неопределенности, в которой оказался весь мир, мы приняли решение существенно увеличить уровень отчислений в резервы, что повлияло на финансовый результат группы», — объяснил заместитель председателя правления банка Александр Морозов.

Чистый расход от создания резерва под кредитные убытки по долговым финансовым активам составил в первом квартале 138 млрд рублей, увеличившись по сравнению с первым кварталом прошлого года в восемь раз, следует из отчетности.  

Что это значит для банка. Банк создает резервы под будущее ухудшение макроэкономической ситуации и качества активов, объясняет директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин. Балансовые активы банка в первом квартале не ухудшились, говорит Лопатин. Так, например, доля портфеля обесцененных активов, в том числе обесцененных кредитов в первом квартале даже немного снизилась по сравнению с IV кварталом 2019 года, с 7,5% до 7,4%.

Плохие кредиты появятся в отчетности позже, уверен эксперт. «В первом квартале кредиты, которые станут плохими в течение года, пока еще не отражены. В классическом представлении, чтобы кредит признали плохим, нужно, чтобы прошло 90 дней с даты просрочки», — поясняет Лопатин. Таким образом, увеличение резервов банка говорит о том, что банк ждет общего ухудшения макроэкономической ситуация и качества активов — под это и увеличены резервы, объясняет аналитик.

Резервы отражают ожидания банка относительно потерь по выданным кредитам, соглашается Волков. По его словам, потери банка могут возникать не только в момент, когда не вернет кредит, проценты по кредиту или часть кредита, но и когда он сделает это не вовремя, например, из-за введенных правительством кредитных каникул.

«Из-за ухудшения в обслуживании кредитов банку придется отказаться от выдачи выгодного кредита, а с вкладчиком расплатиться за счёт привлечения средств из иных источников, а это стоит денег», — поясняет Волков.