29 мая 2017
4501
поделитесь с друзьями

Ирина Радченко: Заявление Дмитрия Медведева о понижении ипотечной ставки — популизм

На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что российская экономика созрела для снижения ипотечной ставки до 6—7%. Я бы назвала это популизмом.

На сегодняшний день ключевая ставка ЦБ для коммерческих банков — 8,75%. Следуя логике г-на Медведева, ипотечные банки должны будут работать себе в убыток в случае снижения ипотечной ставки до 6%. Но банки должны своим акционерам приносить прибыль. И пока ключевая ставка такова, как она есть, я не вижу веских причин для ее понижения.

Даже если предположить, что ключевая ставка резко снизится до 6%, это будет иметь негативные последствия для финансового рынка. На сегодняшний день облигации в нашей стране скупают в основном зарубежные спекулянты. Игроки фондового рынка заинтересованы в высокой ключевой ставке, и, если произойдет понижение ставки до 6%, они сбросят облигации, и нашему финансовому сектору очень сильно не поздоровится.

Второе. Банки, безусловно, любят ипотеку, потому что при этом они получают хоть какой-то достойный залог, в отличие от рискованного потребительского кредитования. Но и в ипотеке для банков тоже есть риски, потому что недвижимость сегодня не прибавляет в цене.

Более того, тренд на понижение в некоторых регионах сохраняется или же, как в Москве, рынок просто стагнирует. Поэтому банки обеспокоены тем, что они могут выдать кредит на то, что со временем перестанет покрывать размер кредита.

С одной стороны, банки хотят предоставлять ипотеку, с другой стороны — экономическая ситуация не позволяет им рассчитывать, что ипотека для них — выгодная и стабильная ниша. Поэтому наращивать клиентский портфель, резко снижая ипотечные ставки, — недальновидная идея в данных экономических условиях.

И третий момент, на котором я бы хотела остановиться. Подобные заявления высокопоставленных лиц и популистские заявления очень негативно отражаются на всем рынке. Понижение ставки и так постепенно происходит.

Сейчас ставка держится на уровне 11%. А год назад она была 15%, а еще раньше 17—18%. Мы наблюдаем хороший тренд. Услышав о ставке в 6—7%, покупатели решат отложить покупку до лучших времен. Значит, застройщики недополучат клиентов, готовых сделать покупку сегодня. А это может усугубить и без того не очень устойчивую ситуацию со спросом на рынке новостроек.

Заявление Дмитрия Медведева, на мой взгляд, было сделано для того, чтобы показать гражданам, какой он добрый и заботливый премьер-министр, и поддержать свой резко снижающийся рейтинг.

Что касается того, что в государственном фонде заканчиваются деньги для поддержки ипотечных заемщиков, — даже тот факт, что они выделялись, — уже говорит о том, что у нас не рыночная экономика. В России по-прежнему пытаются «тушить локальные пожары» деньгами бюджета.

Такая ситуация невозможна ни в Америке, ни в других странах с рыночной экономикой. Там каждый гражданин должен уметь рассчитывать свои риски. А у нас боятся, как бы чего не вышло и как бы не вышли люди «на майдан». Но подобными методами государство лишь помогает людям оставаться инфантильными: в случае чего «государство нам поможет».

С другой стороны, если бы этой поддержки не было, то рынок недвижимости обвалился бы сильнее, а сейчас он «плавно спускается». Потому что благодаря этой поддержке часть заемщиков не стали бросать ключи на стол в банке, как это происходило в Америке в 2008 году, и наши граждане худо-бедно продолжают жить в своих квартирах и даже чего-то там банку выплачивают. Так что тут ситуация двоякая. С одной стороны, хорошо, что поддержали, с другой стороны — а с какой, собственно, стати? Ведь мы живем в рыночные времена.