12 сентября 2017
1478
поделитесь с друзьями

Михаил Мень: В течение 2018 года ставка по ипотеке может опуститься до 8%

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень — о снижении процентной ставки по ипотеке, состоянии рынка жилья в Приморье и перспективах деревянных домов.

— Михаил Александрович, добрый день! Насколько я знаю, у вас много претензий по Приморью.

На самом деле есть и положительные моменты по нашей линии в Приморском крае. Вот, например, программа, которая реализуется в рамках приоритетного проекта по развитию городской среды и благоустройству, — вы знаете, что с этого года впервые серьезно прозвучала эта тема на самом высоком уровне. И мы видим, что Приморский край справляется неплохо. То, что касается города Владивостока, то они уже завершили работу в части благоустройства в рамках нашей программы. Городу было выделено чуть менее 150 млн рублей из федерального и регионального бюджетов, с определенными условиями за финансирование. 16 дворовых территорий сделано и, соответственно, три знаковых объекта благоустройства.

У нас примерно так эти средства и рекомендуются — к реализации на территории субъектов РФ. Важно обратить внимание: из трех этих знаковых объектов благоустройства один — «Японский сад», который сделан как раз в рамках нашей межгосударственной российско-японской рабочей группы. Благоустройство делается с акцентами на опыт наших японский коллег. Помимо этого, раз уж я коснулся темы российско-японских отношений, то здесь у нас еще несколько важных моментов в части деревянного домостроения. Здесь презентуется дом, построенный по японской технологии. Это очень важно, потому что деревянные строения нужно продвигать.

— Зачем?

У нас сложился определенный стереотип в стране, что кирпич и бетон лучше, чем дерево. Между тем мы видим опыт других стран — Финляндии, Швеции и Канады, где идет активное деревянное домостроение. И сегодня мы начинаем постепенно даже готовить предложения по типовым проектам, по проектам повторного применения.

— Я как раз хотел уточнить. Это строительство дач или речь идет о массовом строительстве?

Не только дач. Этот сегмент у нас есть, и он работает. И на самом деле клееный брус у нас начинает довольно активно применяться. Но опыт тех стран, которые я приводил в пример, говорит о том, что можно и небольшие многоквартирные дома строить, и можно строить типовые ФАПы, можно строить типовые детские сады для небольших населенных пунктов. И с учетом того, что у нас древесина имеется в стране, двигаться в эту сторону нужно, так что японский пример, который будет здесь презентован, мне кажется, будет очень важен.

— Позволит ли это снизить себестоимость жилья?

На самом деле то, что касается небольших социальных объектов, то да, в тех регионах, где этот строительный материал есть в наличии.

— А с точки зрения жилья? У меня складывается ощущение, что цена на жилье в нашей стране мало связана с его себестоимостью. Она связана скорее со спросом, и цены взлетают до астрономических.

На сегодняшний день это не совсем так. Все-таки средняя цена по стране — 53 тыс. рублей за квадратный метр. И если брать период 2–3-летней давности, то, если привязаться к инфляции, курсу, на самом деле произошло значительное снижение. Но очень сильный разброс по регионам.

— Здесь, я так понимаю, у вас претензии?

Если мы возвращаемся к началу нашего разговора, у нас есть определенная претензия именно к цене квадратного метра во Владивостоке. В Приморском крае средняя стоимость его составляет порядка 70 тыс. рублей, значительно выше среднероссийской, но это с учетом всех городов Приморского края, а во Владивостоке, по разным оценкам, от 90 тыс. до 110 тыс. Притом речь идет не о каком-то жилье бизнес-класса, а об обычном стандартном жилье.

— Надо выходить на уровень Подмосковья.

100%. Это достаточно дорого. По нашему анализу, мы посмотрим, что скажет ФАС.

— Вы обращаетесь в ФАС?

Да, мы обратились уже, пока в устном режиме, но по возвращении в Москву мы обязательно сделаем такое обращение письменно, чтобы проанализировали, сколько компаний на рынке, нет ли здесь определенного картельного сговора, который не дает нормального развития конкуренции, которая является основным двигателем сдерживания роста цен.

— Вы возьмете это за практику — обращаться в ФАС, если будете фиксировать превышение цен?

Безусловно, если нет на это внятного объяснения.

— Но ведь любое обоснование можно подвести под любую цену.

Я беседовал с вице-губернатором, он человек достаточно разумный и опыт определенный имеет, но он не смог привести мне какую-то аргументацию с объяснением. Тем более что есть спрос. Буквально последние 2–3 года люди почувствовали внимание к Дальнему Востоку. Приморский край должен быть вообще лидером. Увеличился спрос, но при этом не стало увеличиваться предложение. Это вызывает вопросы.

— То есть это искусственное сдерживание?

У нас такое ощущение, я не буду утверждать это как истину в последней инстанции, потому что здесь должны посмотреть специалисты по антимонопольному законодательству.

— Накануне я общался с представителями крупного бизнеса, которые собираются здесь заниматься производством. Абсолютно разные фигуры говорят одно: что они вынуждены везти сюда людей, потому что людей не хватает, и что они вынуждены искать специалистов, которые будут заниматься здесь строительством. Судя по некоторым ремаркам, эта проблема — общая для всей страны.

То, что касается специалистов, притом не только ИТР, но и высококвалифицированных, которые работают на стройке, безусловно, в подавляющем большинстве субъектов такая проблема есть. Многие строительные компании привлекают такого рода специалистов. Только последние несколько лет начинается возрождение профессионально-технического образования.

— Не подогреет ли это рынок? Будут привозить людей, тоже будет нужно жилье и т.д. И рынок будет реагировать тем, что спрос растет, и будет сокращаться предложение.

Здесь главная задача, что если разогревается рынок, то тут же должен на автомате расти объем предложений. Если вы обращали внимание, вот программы поддержки строительства жилья в правительстве всегда сбалансированы. Мы всегда поддерживаем и предложение, и спрос. Если мы в период острого кризиса поддержали ипотеку (тем самым мы увеличили спрос), тут же мы автоматом начали поддержку социальной внутриквартальной транспортной инфраструктуры, для того чтобы дать глоток кислорода застройщикам, чтобы они могли на рынок выставить предложение. Вот сбалансированная поддержка спроса и предложения дает развитие.

— Про ипотеку. Накануне на сайте «Известий» была опубликована информация, что процентная ставка достигла минимума за последние два года. Вас эта ставка устраивает? Или она все-таки могла быть еще ниже?

Мы считаем, что ставка должна уже сегодня стремиться к однозначному числу, то есть уйти за отметку 10%. Мы надеемся, что это в ближайшее время произойдет. Конечно, это напрямую связано с ключевой процентной ставкой Центробанка, это логично. Сегодня уже средняя ставка 11,4%. По Дальнему Востоку ситуация даже чуть лучше — 11,3%. Это дало такой эффект, мы проводили промежуточные итоги трех кварталов, рост ипотеки почти 20% в денежном исчислении.

— Какая ставка вам кажется оптимальной для того, чтобы стимулировать строительство, насытить рынок, чтобы все желающие могли себе приобрести жилье? Какова оптимальная ставка по ипотеке, которая могла бы привести к строительному буму, удовлетворению спроса и снижению цен?

Мы считаем, что есть две психологические отметки. Первая психологическая отметка — это просто переход на однозначную цифру, а вторая психологическая отметка — 8%.

— Когда она может быть достигнута?

В течение будущего, 2018 года — это вполне реалистично. Если инфляция будет продолжать оставаться в тех же параметрах, то есть серьезная надежда, что процентная ставка по ипотеке изменится. Это даст очень серьезный бум по спросу. Очень важно, чтобы моментально отреагировали застройщики и сразу предложили больший объем по вводу жилья, для того чтобы малый объем предложений не увеличил цену.

— С другой стороны, многие считают, что собственное жилье — это своего рода якорь, существующий в экономике, который заставляет человека оставаться на одном месте, снижает трудовую мобильность населения и т.д. Для Дальнего Востока это особенно актуально. В России многократно пытались запустить пилотный проект по аренде жилья. В тех же Штатах человек совершенно спокойно переезжает с западного побережья на восточное. Он находит приблизительно одинаковое жилье, он не покупает его, потому что привык жить в аренду.

Сегодня достаточно большой объем арендного жилья, но всё это жилье находится в большом объеме в «серой» зоне. И только в последние несколько лет власти субъектов федерации начали активно заниматься тем, чтобы постепенно выводить этот рынок из «серой» зоны, то есть люди начинают уже платить налог.

— Но ведь это репрессивные меры.

Вместе с нашим Объединенным институтом развития жилищной сферы ИЖК сейчас запустили несколько пилотных проектов. Мы начали с Москвы и сейчас начинаем делать пилотные проекты в других регионах, в том числе и в Приморском крае, в том месте, где строится судостроительный завод «Звезда». Мы понимаем, что если пилотные проекты пойдут, значит, ментально эта ситуация работает. Конечно, не всякий регион может стать регионом, где будет востребовано арендное жилье. Оно востребовано там, где есть рабочие места, где острая нужда в этих рабочих местах. Тот же завод «Звезда» — понятно, что люди по контракту могут приехать на три, на пять лет, отработать здесь спокойно. Необязательно здесь приобретать жилье. В то же время они не хотят скитаться по частным квартирам, они хотят гарантированно, с защищенными своими правами меблированную квартиру, где их ничего не беспокоит с бытовой точки зрения. Первый опыт Москвы — ЖК «Лайнер» — показывает очень хороший спрос за первый месяц работы. Понятно, что это Москва, но, с другой стороны, это могут быть и Санкт-Петербург, и Екатеринбург, и Новосибирск, и другие города, где есть активность. Так работает весь мир. По результатам работы этих пилотных проектов, я думаю, что в конце следующего года, может, в 2019 году мы уже начнем разрабатывать общефедеральную программу.