11 июля 2022
972
поделитесь с друзьями

Никита Стасишин: Тема поэтапного раскрытия эскроу — из серии ощущений на кончиках пальцев

Какие задачи ставит перед собой стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ, возможно ли в будущем поэтапное раскрытие счетов эскроу и почему одной из ключевых для министерства тем станет тема «потребительского терроризма»?

Последние месяцы и для государственных ведомств, и для бизнес-структур, и для обычных граждан были временем принятия быстрых решений: горизонт планирования — пара дней, если не сказать пара часов. Но с заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никитой Стасишиным мы беседуем не столько о том, что есть сегодня, сколько о том, что будет завтра: какие задачи ставит перед собой стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ, станет ли Минстрой вновь поднимать вопрос о поэтапном раскрытии счетов эскроу и почему одной из ключевых для министерства тем осенней сессии Госдумы станет тема «потребительского терроризма».

- Мы беседуем через несколько дней после того, как состоялось заседание президиума Госсовета, ставшее площадкой для обсуждения стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ. Можно ли коротко описать ее основные положения?

В части жилищного строительства это одна из основных стратегий до 2030 года и в плановом периоде до 2035 года. В ней отражены механизмы, меры и пути достижения главных целей — это увеличение ежегодных объемов строительства до 120 млн квадратных метров в 2030 году, это сбалансированное развитие социальной, инженерной, дорожной инфраструктуры в рамках реализации проектов жилищного строительства, это модернизация жилищно-коммунального хозяйства, это новая программа ускоренного расселения аварийного жилья, это дополнительные административные градостроительные изменения, которые позволят отрасли быть максимально эффективной от момента принятия решения до момента ввода объектов в эксплуатацию.

Отдельный блок связан с завершением ранее начатых строек — так называемых объектов незавершенного строительства, которые возводятся с привлечением средств бюджетов всех уровней. Ну и самое основное — это понимание того, какое качество жилья и жилищно-коммунальных услуг должны получать наши граждане, в каком направлении должны двигаться губернаторы и регионы в рамках реализации проекта «Жилье и городская среда».

- По-прежнему мы говорим о 120 млн квадратных метров в год… С вашей точки зрения, не стоит ли все-таки пересмотреть эту цифру с учетом складывающихся обстоятельств?

Если посмотреть динамику того, что происходит сегодня с точки зрения ввода жилья, то по итогам пяти месяцев 2022 года мы видим рост объемов жилищного строительства. Понятно, что, с одной стороны, предыдущие два года были для строительной отрасли крайне сложными, пандемийными. Но с другой стороны, меры, которые поддержал президент страны, по субсидированию ипотеки и кредитов застройщиков, и иные меры поддержки, связанные с законодательными инициативами, позволили нам в эти годы практически не уменьшить масштаб ввода и нарастить объем выданных разрешений на строительство. И в этом году у нас по показателям стоит задача ввести в строй не менее того, что было в 2021-м — а это рекордные за всю историю 92,6 млн квадратных метров. То есть, планка у нас очень высокая.

Если углубиться в цифры и посмотреть, из чего состоит этот ввод, то, конечно, мы увидим увеличение объемов индивидуального жилищного строительства. Но в этом нет ничего плохого: значит, наконец-таки начали работать те инструменты поддержки сегмента ИЖС, которые разрабатывались и принимались на протяжении последних полутора лет. Ну и параллельно все-таки имеется неплохая пока динамика по вводу многоквартирного жилья. Да, анализируя ситуацию на рынке, мы видим возникшие с учетом изменения ключевой ставки сложности — не проблемы, но сложности — с выдачей нового проектного финансирования, с эффективными ставками для застройщиков. Но если смотреть по тем метрам, которые строятся и продаются последние полтора года, то здесь нет рисков появления долгостроев или не сданных в срок проектов. Конечно, с каждым домом история совершенно отдельная, но, думаю, это основная задача губернаторов — не допустить появления очередных проблемных объектов.

Счета эскроу и проектное финансирование обезопасили покупателей и застройщиков — новых пострадавших граждан у нас уже не будет, но региональные показатели по вводу жилья никто не отменял и ответственности за их выполнение с губернаторов не снимал. А тут задача, которую мы перед собой ставим, и которая «зашита» в стратегию развития отрасли — вовлечь в оборот земли, градпотенциал которых сегодня по всей стране составляет более 200 млн квадратных метров, обеспечить проектное финансирование и начать строительство абсолютно нового уровня микрорайонов (хотя, конечно, точечная застройка тоже часто бывает неплохой). Все это должно привести к изменению и качества жизни, и качества тех услуг, которые люди получают, въезжая в новый микрорайон.

- Звучит очень красиво, хотя есть два «но», о которых постоянно говорят профессионалы отрасли. Первая проблема, которую вы так мягко назвали «сложностями с получением проектного финансирования», в устах застройщиков звучит настоящей трагедией: множество жалоб на банки, что те лютуют и не выдают кредиты, даже когда все проектные показатели за, и что на самом деле никаких проблем с кредитованием не испытывают только крупные девелоперы, которые часто аффилированы с банками. А в продолжение — вторая проблема, заключающаяся в том, что у нас в стране сотни городов, где многоквартирное строительство вообще не ведется по тем или иным причинам, первая и главная из которых — низкая маржинальность проектов. Как вы думаете, мы можем переломить эту ситуацию? Ну чтобы и к небольшим застройщикам банки повернулись лицом, и не только Москва, Петербург и Сочи хвалились своими строительными достижениями.

Ну давайте честно: не только Москва, Петербург и Сочи сегодня вправе хвалиться. Конечно, мы ведем работу и с Центральным банком, и с банками, и с регионами. И конечно мы должны требовать от наших коллег из экономического блока, в первую очередь из банковской сферы, чтобы они, абсолютно правильно, кредитовали не только большие, а еще и небольшие проекты с небольшой рентабельностью, небольшой маржинальностью, которые востребованы в самых разных городах нашей страны — вовсе не только в агломерациях или региональных столицах. Но чтобы это реализовать, необходимы меры поддержки как в части предложения, так и в части спроса.

Если мы говорим про предложение, то мы должны в таких проектах помогать строить социальную, инженерную, транспортную инфраструктуру, чтобы она не «перекладывалась» в стоимость квадратного метра, чтобы проект был рентабельным и выдерживал андеррайтинг банков. Но с другой стороны, мы должны просить наши банки, чтобы они спокойнее подходили к оценке рисков и все-таки не перезакладывались здесь «в три конца». А чтобы и застройщикам, и банкам было проще, нужны меры поддержки спроса, поскольку сама модель проектного финансирования и счетов эскроу сегодня работает так, что чем активнее продажи, тем эффективнее ставка для застройщика, что напрямую влияет на экономику проекта. Поэтому здесь как раз важны и льготные ипотеки, которые сегодня есть, и дополнительные региональные программы, направленные на поддержку различных категорий граждан, и тема создания арендного жилья, которое обязательно должно быть. Потому что не все люди могут покупать жилье в ипотеку и не все семьи готовы это делать даже при нулевой ставке.

Надо ли строить во всех городах, где это нужно? Да, обязательно. Нельзя подходить шаблонно к оценке проектов со стороны банков? Безусловно, нельзя: города отличаются, доходы населения в этих городах отличаются, уклад жизни, слава богу, отличается. Поэтому здесь банки должны быть более… скажем так: они должны быть заинтересованы в том, чтобы кредитовать и большие, и маленькие проекты. И за два с половиной года реформы банки (прежде всего, наши ключевые банки с госучастием) уже наработали достаточно серьезную компетенцию, чтобы понимать свою ответственность за то, что кредитовать надо и региональные, и муниципальные объекты вне зависимости от их размера.

- Еще одна давняя и болезненная для стройотрасли тема — поэтапное раскрытие счетов эскроу. И у сторонников, и у противников тут есть свои аргументы, и довольно серьезные: первые говорят, что несправедливо, когда деньги граждан, собранные на стройку, кормят как раз не стройку, а банки, вторые возражают, что раскрытие эскроу непременно приведет к появлению новых обманутых дольщиков, а этого допускать никак нельзя. Итоги недавнего заседания президиума Госсовета, кажется, надолго ставят точку в этой истории: эскроу раскрывать не будут…

Как человек, который все-таки стоял у истоков написания законопроекта о банковском проектном финансировании и вообще перехода всей отрасли на счета эскроу и формирования принципов взаимодействия застройщиков и банков, я скажу следующее. Первое: банки сегодня стали, наверное, основной единицей всей системы жилищного строительства. Ни контролирующий орган в регионе, ни заместитель губернатора, ни губернатор, ни федеральный чиновник не может запустить стройку. Точнее, выдать разрешение-то он может, но, если банк не профинансирует, никакого объекта жилищного строительства с привлечением средств граждан не будет.

Второе: нельзя так примитивно подходить — вот есть, дескать, сторонники, а есть противники раскрытия эскроу. Да, мы как профильное министерство предложили механизм поэтапного вложения средств в стройку. Причем это механизм, который, на наш взгляд профессионалов в области жилищного строительства, ни в коем случае не повлечет за собой появление новых обманутых дольщиков. Коллеги из экономического блока, из Центрального банка действительно говорили, в первую очередь, про потенциальных обманутых дольщиков. Но нельзя забывать другую историю, и она, на мой взгляд, важнее: раскрытие эскроу означает изменение регуляторики ЦБ относительно резервов и всего, что связано с выдачей проектного финансирования, а изменение впрямую повлечет за собой невозможность получения застройщиками таких, как сейчас, выгодных кредитов. И прежде всего, как раз в тех небольших городах, где сегодня и так с жилищным строительством большие сложности.

Поэтому вопрос намного глубже, он, что называется, из серии ощущений на кончиках пальцев: к чему может в итоге привести то или иное решение. Мы все с вами видели заседание президиума Госсовета под руководством президента страны, видели выступление председателя Центрального банка, видели реакцию президента, поэтому, о чем говорить? Все уже сказано, эскроу пока раскрывать не будут. Дальше мы работаем над тем, чтобы не снизить темпы жилищного строительства. Если мы упремся и поймем, что без этого точно уже никуда — значит, будем еще раз в том или ином виде поднимать вопрос не с точки зрения раскрытия или нераскрытия эскроу, а с точки зрения эффективности работы денежных средств, собранных застройщиками. Но никто из участников этого процесса не должен забывать, что это деньги не застройщиков — это деньги граждан, которые они вложили, чтобы получить свои квартиры, и сегодня процентов 80, наверное, — еще и с ипотекой. Поэтому наша главная задача как министерства, помимо заботы об объемах строительства, — это сохранение денежных средств физлиц и в итоге получение ими обещанного жилья.

- Слово «ипотека» уже неоднократно прозвучало в нашем разговоре, и понятно, что без ипотеки сегодня никуда. Но с вашей точки зрения, базовые 7%, под которые теперь выдается льготная ипотека на новостройки, — это достаточно? Нужно ли понижать ставку еще?

Мы за последние три месяца несколько раз изменяли условия льготной программы, и тем самым искусственно породили у наших граждан ощущение, что вот надо еще чуть-чуть подождать, еще ставки снизятся, еще ипотека станет доступнее — и вот тогда мы пойдем и быстренько все купим. На мой взгляд, это не совсем правильные ожидания: сегодняшняя ставка 7% выгодная, и надо по ней покупать, а не ждать лучшего — особенно с учетом того, что к базовой ставке застройщики вместе с банками предлагают программы по дополнительному субсидированию, чтобы ежемесячный платеж был доступным для семьи. Все-таки доходы населения у нас, мягко говоря, пока не растут.

Я против того, чтобы сегодня даже размышлять на тему, что будет через месяц, через два: поживем — увидим. Сейчас ставка 7%, она эффективная, и, если кто-то принял решение улучшить жилищные условия или вложить деньги, которые точно будут защищены, — я думаю, это надо делать, несмотря на дальнейшие возможные или невозможные изменения ставки. Но: нужно посмотреть, как все принятые меры сейчас заработают. Нам нужен месяц-два, чтобы понять, что происходит с рынком, особенно после провальных с точки зрения продаж марта, апреля и мая. И смотреть надо не только на конкретно ипотечную ставку по льготной программе, а на то, что вообще будет с ключевой.

- Почему?

По статистике прошлого года, первоначальный ипотечный взнос при покупке новостройки превышал 30%. Это означает, что многие люди продавали свое жилье на вторичном рынке и вкладывались в первичный, улучшая свои жилищные условия. Поэтому ипотека на вторичном рынке очень важна. Когда ключевая была в районе 20%, ипотека на «вторичке» предлагалась на заградительных условиях. Сегодня все спокойнее, ставки ниже. И как только мы поймем, что есть ипотечный баланс между первичным и вторичным ипотечным рынком, можно будет говорить о сбалансированности жилого сегмента в целом.

Но если этого не произойдет, то, конечно, Минстрой как федеральный орган, ответственный за жилищное строительство, будет обращаться с предложением о дополнительных мерах поддержки всего рынка. Потому что не надо забывать, что президент в апреле месяце поставил задачу достичь прироста ипотечного портфеля в целом в 2022 году на уровне не ниже прошлого года. А это 2,5 трлн рублей, в которые входят не только все льготные и нельготные программы первичного рынка, но и вторичный рынок тоже.

- Да, про вторичный рынок и про то, что на него надо распространять какие-то льготные программы, говорят давно. Но пока ничего подобного не происходит.

Еще раз: давайте не будем торопиться и пару месяцев посмотрим за развитием событий.

- У творческих личностей обычно спрашивают — ваши планы на будущее? У заместителя министра тоже имеет смысл спросить о его творческих планах. Над чем сейчас работает Минстрой?

Ну, точно не над актерским мастерством. Есть несколько важных тем, которые мы вместе с нашими коллегами в правительстве, с депутатским корпусом, с Советом Федерации и с регионами планируем рассматривать в осеннюю сессию. Это усовершенствование вместе с Фондом развития территорий подходов к решению накопившихся проблем по обманутым дольщикам, и это… не совсем, наверное, правильный термин, но всем понятный — «потребительский терроризм». Причем, подчеркну: вопрос важен не с точки зрения защиты застройщиков, а с точки зрения защиты граждан, которые ждут свои квартиры, а из-за одного-двух…

Нет, понятно, что если есть недочеты, застройщики обязаны их устранить и компенсировать людям причиненные неудобства. Но нередко на объектах работают профессиональные структуры, которые своей юридическо-технической и не буду называть, какой еще, работой заставляют застройщиков платить огромные штрафы, что влияет на срок сдачи всего объекта — и на наш взгляд, добросовестные застройщики и покупатели точно не должны страдать от таких вот «профессионалов».

Это моя жесточайшая позиция как заместителя министра, вот только часто передергивают и утверждают, что мы просто-напросто лоббируем интересы застройщиков. А мы, повторю, стремимся включить в единый периметр всех — и граждан, которые должны в срок получать свои квартиры, и застройщиков, обязанных в срок устранять все недочеты. Должны быть четкие правила игры, которые мы и планируем прописать в 214 ФЗ в осеннюю думскую сессию.